Агентства справляются с поставленной задачей эффективнее и быстрее, чем частные лица, предпринимающие самостоятельные попытки продать или купить жилье, поскольку располагают современным и мощным инструментом – системой мультилистинга (МЛС). О том, что такое мультилистинг, и каким образом эта система ускоряет проведение операций на рынке недвижимости, и пойдёт речь в этой статье.

Мультилистинг представляет собой профессиональную электронную базу, которая предназначена только для риэлторов и включает объекты, выставленные на продажу. Информация в этой базе кардинальным образом отличается от информации, собранной в рамках ресурсов, посвященных недвижимости, сайтов бесплатных объявлений и пр. Для начала рассмотрим, в чем заключается отличие информации, присутствующей в системе мультилистинга от информации, которую можно найти в иных источниках.

 

Отличия МЛС от рекламных источников

Так, на электронных ресурсах со свободным доступом могут присутствовать абсолютно любые объявления, в том числе и реклама квартир, которые не существуют или квартир по нереально низкой цене. Такие объявления публикуются некоторыми риэлтерскими агентствами для привлечения внимания потенциальных клиентов. Кроме того, объявление о продаже одной и той же квартиры может многократно дублироваться, что вносит изрядную путаницу и заставляет гражданина, который находится в самостоятельном поиске квартиры, предпринимать много действий, которые не приносят искомого результата.

Объявления о продаже недвижимости, которые присутствуют в свободных источниках, никем и никак не проверяются. Может предлагаться квартира, которая на самом деле не принадлежит тому, кто ее пытается продать, или же квартира, которая имеет неразрешимые проблемы с документами. Также могут иметь место объявления, не имеющие целью непосредственно продажу квартиры, некоторые собственники периодически размещают объявления с целью получения объективной информации о цене собственной квартиры, изучения спроса. Таким образом, изучая объявления на сайтах, посвященных недвижимости, сложно получить представление о реальном положении дел, ресурсы слишком «замусорены» объявлениями с условиями, не соответствующими действительности.

Мультилистинговая система (МЛС) является полной противоположностью ресурсам со свободным доступом. В этой системе не может быть объявлений о несуществующих квартирах, объявлений с заниженной ценой, а также прочих объявлений, которые могут ввести в заблуждение, и стать причиной многочисленных, непродуктивных действий риэлтора. Единственным основанием для включения объекта недвижимости в мультилистинг является наличие эксклюзивного договора по данному объекту.

А договор, в свою очередь, является реальным подтверждением намерения владельца продать свою квартиру. Сразу после того, как обязательства по эксклюзивному договору выполнены, квартира исчезает из перечня объектов, предлагаемых к продаже. Кроме того, договор предполагает проведение анализа юридической чистоты сделки специалистами агентства недвижимости. Таким образом, система мультилистинга включает только «чистые» квартиры, при работе с которыми агент не будет скомпрометирован, а покупатель впоследствии не столкнется с неприятными сюрпризами.

 

Как работает система мультилистинга

Система мультилистинга не является публичной, ее использовать могут исключительно профессиональные участники рынка – агентства недвижимости или частные риэлторы. С одной стороны, сразу по заключении с клиентом договора, объект недвижимости риэлторы вносят в систему. Объект становится доступным для всех агентств недвижимости, которые потенциально могут быть заинтересованы в продаже данного объекта, что позволяет найти клиента максимально быстро. А с другой стороны, профессиональные продавцы получают доступ к проверенной и структурированной информации, что исключает временные затраты на бесполезные переговоры с владельцами недвижимости, которые продавать жилье не собираются, а также с нечистоплотными продавцами.

Как правило, мультилистинговые системы реализованы на городском или региональном уровне, какой-либо базы, которая включала бы информацию по объектам недвижимости в пределах всей страны, не существует. В то же время на территории США, где рынок недвижимости является несколько более цивилизованным, подобная система успешно работает в национальном масштабе. Обслуживание системы и поддержание ее в рабочем состоянии требует определенных затрат, поэтому использование МЛС предполагает платную основу. Сумма, которую каждый участник платит за использование единой базы, может несколько отличаться в зависимости от региона.

 

Взаимодействие участников МЛС

Каким образом осуществляется взаимодействие между риэлторами, если договор был заключен с одним агентством, а другое агентство имеет потенциального покупателя? В момент размещения объекта в мультилистинговой системе, агентство недвижимости, с которым был заключен эксклюзивный договор на продажу объекта, указывает размер комиссии, которую получит агентство-партнер при совместной сделке. Если сделка состоялась, то каждый из партнеров получает свою часть вознаграждения, установленного в пределах договора.

Тот факт, что продажа квартиры осуществляется агентством, с которым заключен эксклюзивный договор, не дает партнеру повысить продажную цену и таким образом получить дополнительную прибыль. Участники системы лишены возможности предпринимать не совсем честные действия по отношению к коллегам, эксклюзивный договор не дает возможность «увести» клиента или заставить его снизить цену.

Единая система заставляет риэлторов внимательно относиться к принятым обязательствам, а также к достоверности публикуемой информации. В случае нарушения риэлтором правил, установленных для участников системы, агент может лишиться доступа к работе с МЛС, что весьма негативно отразится на продуктивности его дальнейшей работы, и следовательно на возможности продолжать свою карьеру.